Наша служба и опасна, и трудна... |
|
|
|
МИХАИЛ ФИЛИМОНОВ: "ГОТОВ ПОМОЧЬ ДАЖЕ
ТЕМ, КТО ХОТЕЛ МЕНЯ УБИТЬ"
самый скандальный музыкальный журналист
своими публикациями спас жизнь нескольким известным людям
О шоу-бизнесе в меру своих
возможностей пишет огромное количество журналистов. Но,
пожалуй, никого из них шоу-бизнес так не боится, как
музыкального обозревателя "Экспресс газеты" Михаила
Филимонова. Все самые крутые звезды и продюсеры по
понедельникам с ужасом заглядывают в его рубрику "Анализ
вокала", чтобы узнать, кого он на этот раз вывел на чистую
воду. И впадают в оцепенение, когда слышат у себя в телефонной
трубке: "Здравствуйте! Вас беспокоит Михаил Филимонов…"
- Михаил, поделись секретом, как
стать известным музыкальным журналистом?
- Если честно, не знаю. У меня это получилось
совершенно случайно. Я ведь даже не имею журналистского
образования. Закончил Московский институт электронного
машиностроения по специальности "прикладная математика". А
трудовую деятельность вообще начинал экспедитором в отделе
снабжения. Другое дело, что меня всегда тянуло к творчеству -
еще в школе и в институте я постоянно участвовал в
самодеятельности, выступал с рассказами собственного
сочинения, играл в спектаклях и даже сам снимал любительские
кинофильмы. Но вот что меня нисколько не привлекало - так это
журналистика. В школьные годы у меня был приятель Миша Лукин,
который занимался в школе юного журналиста при журфаке МГУ.
Помню, он с гордостью показывал свои первые публикации -
стандартные для того времени заметки о каких-то комсомольских
активистах и т.д. У меня же перспектива сочинять подобную
лабуду не вызывала никакого энтузиазма. Тогда я и предположить
не мог, что всего через несколько лет у нас в стране всё
кардинально изменится, и станет возможно выносить на страницы
газет совершенно немыслимые доселе вещи.
- Как же получилось, что ты
стал заниматься журналистикой?
- В 1990 году мы вместе с моей
сокурсницей по институту Ниной Чеботаревой создали собственную
группу "Красная Горка", исполнявшую что-то типа "русского
шансона". Чтобы продвинуть наше творчество в массы, мы стали
искать контакты со студиями, с организаторами концертов и т.д.
И случайно познакомились с начинающим журналистом из Чебоксар
Владом Кидановым, который вел музыкальную рубрику в местной
молодежной газете. Он попросил нас помочь с материалами о
столичном шоу-бизнесе. И с 1992 года мы начали готовить для
него подборки всяких интересных историй и слухов, которые нам
рассказывали знакомые из музыкальной тусовки, а также, по его
заказам, брать интервью у разных артистов - преимущественно
начинающих, о которых еще не писала центральная пресса. Потом
нашими материалами заинтересовались музыкальные журналисты из
других городов. В частности, Наталья Тимченко из Брянска,
которая сейчас пишет тексты для Натали, "Рефлекса", "Лицея" и
других известных исполнителей. Так постепенно я в это дело и
втянулся. Хотя долгое время и не помышлял, что оно станет для
меня источником заработка. На хлеб я добывал себе другими
вещами - разрабатывал системы управления базами данных
складского учета и заведовал складом, на котором мои
разработки обкатывались. А журналистика была для меня эдаким
хобби.
- А как ты попал в "Экспресс газету"?
- Этим я обязан Кириллу Демичеву,
который в середине 90-х работал у вице-президента Российской
биржи Виктора Губина. Виктор Викторович тогда усиленно
"раскручивал" своего пасынка Андрея Клементьева (известного
всем как Губин) и заставлял Кирилла рассылать во все
центральные газеты и журналы свои заметки, в которых он
рассказывал об Андрее как о родном сыне и восхвалял "семейную
семейственность". А я как раз лишился работы на складе и,
чтобы как-то прокормиться, за небольшую плату помогал Виктору
Викторовичу эти заметки литературно обрабатывать. Однажды
Кирилл пожаловался мне, что от сочинений Губина-старшего во
всех редакциях в ужасе отмахиваются, и предложил вместе с ними
рассылать наши материалы о других артистах. Вскоре его
стараниями у нас завязалось тесное сотрудничество с
информационным агентством "Экстра-Пресс", которое создал
бывший редактор ТАСС Андрей Сульдин. А вот "Экспресс газета"
поначалу шла на контакт неохотно, пока летом 1996 года не
опубликовала мой материал о том же Губине. В этом материале
три девушки, которым довелось с ним работать, рассказывали о
том, каков он не на экране телевизора, а в повседневной жизни.
По большому счету, ничего особо скандального в их рассказах не
было. Но эта публикация вызвала настоящий фурор. Малолетние
поклонницы Губина, представлявшие своего кумира совершенно
иначе, завалили редакцию возмущенными письмами. А главное -
почему-то сильно обиделись сам Губин и его отчим. Они собрали
шумную пресс-конференцию, объявили, будто рассказы девушек
были искажены редакторами, и пообещали разорить "Экспресс
газету" судебными исками. Никаких исков, правда, так и не
последовало. Зато после этого на меня обратил внимание
тогдашний главный редактор "Экспресс газеты" Александр
Куприянов и предложил мне постоянную работу.
- Какие твои скандальные
публикации запомнилось тебе больше всего?
- Прежде всего те, которые не просто
констатировали неприглядные факты из жизни нашего шоу-бизнеса,
а способствовали разрешению каких-то проблем. Например, в 1998
году мы с Ниной Чеботаревой и моим учеником Александром
Бойковым сделали серию материалов-расследований о
разбазаривании сборов от благотворительных концертов памяти
Жени Белоусова, Владимира Высоцкого и других безвременно
ушедших артистов. В результате пропавшие деньги нашлись и были
направлены на те цели, на которые предназначались. В 1999 году
моя публикация о внутреннем конфликте в группе "Руки Вверх"
спасла от физической расправы продюсера Андрея Маликова и
помогла ему мирно урегулировать отношения с бывшими
подопечными. В 2001 году после того, как я написал, до чего
довело употребление кокаина певца Шуру, к нему из Новосибирска
приехала перепуганная мама и уговорила его лечиться от
наркозависимости. А вот Игоря Сорина из "Иванушек", к
сожалению, спасти не удалось. Еще за год до его трагической
гибели я забил тревогу по поводу его нездорового увлечения
оккультизмом и наркотиками. Как впоследствие показало наше
расследование, именно это привело Сорина 1 сентября 1998 года
к роковому шагу из окна 6-го этажа. Но те, кто были тогда
рядом с Игорем, отмахнулись от моей публикации, назвав ее
выдумкой. А на меня посыпались угрозы от некоего верховного
жреца вуду Серафима Кассандрэ, которому мои разоблачения, судя
по всему, подорвали выгодный бизнес.
- И часто бывают подобные
наезды из-за твоих публикаций?
- Практически постоянно! Каких только
чудовищных угроз и оскорблений мне не доводилось выслушивать
за эти годы! Помню, например, Стасик Пьеха (известный сейчас
по "Фабрике звезд-4"), будучи 15-летним подростком, на одной
тусовке грозился собственноручно оторвать мне яйца за то, что
я написал об очередном запое его бабушки Эдиты Станиславовны.
Легендарный продюсер Юрий Айзеншпис, усмотревший в одной из
моих публикаций намек на неправильную ориентацию кого-то из
своих подопечных, обещал сделать меня инвалидом и выселить из
Москвы. А папа рэпера Децла Александр Толмацкий после моей
статьи "Децл - сын антихриста" и вовсе в истерике вопил, что
убьет меня. Предпринимались кое-кем и попытки перейти от слов
к делу. В феврале 2000 года четверо неизвестных подкараулили
меня около дома, избили, затолкали в машину, замотали мне
голову скотчем и, приклеив на спину обложку "Экспресс газеты"
со статьей про певицу Ладу Дэнс и ее мужа Павла Свирского,
приковали меня наручниками к железной ограде у кинотеатра
"Будапешт". По поводу этой хулиганской выходки даже было
возбуждено уголовное дело. А прошлой осенью на Ленинградском
вокзале на меня и Александра Бойкова при всем честном народе
напали и пытались отобрать у нас аудио- и фотоаппаратуру
подручные продюсера группы "Smash!!"
Михаила Топалова, который спьяну вообразил, что мы следим за
ним и его подопечными. "Если еще раз напишите о "голубизне"
ребят, вам не жить! - было сказано нам. - Можете сразу копать
себе могилы!". Увы, все, кто рассчитывали меня подобным
образом запугать, добивались только одного - появления новых
публикаций, которые еще больше портили им репутацию. Вместе с
тем я ни на кого не держу зла. Когда тот же Александр
Толмацкий лишился руководящего поста в продюсерской компании
"Медиа-Стар", и все, кому не лень, стали поливать его грязью,
я оказался едва ли не единственным журналистом, который
вступился за него и предоставил ему слово для защиты…
Дмитрий Казаков
Журнал "MUSICEXPRESS",
октябрь 2004 |