КАТЮ ОГОНЕК ПРИВАТИЗИРОВАЛ ОДИН ИЗ БЛАТНЫХ «КОРОЛЕЙ»
Автор хита «За глаза твои карие» спал с приехавшим покорять Москву юным Петлюрой
С автором-исполнителем Михаилом ШЕЛЕГОМ, написавшим множество хитов от лирических «За глаза твои карие» и «Московская осень» до хулиганских «Говновоз» и «Резиновая Зина», музыкальный обозреватель «Экспресс газеты» разговорился во время съемок документального фильма Ольги МОЛЧАНОВОЙ «Русский шансон. Фартовые песни» и, заинтересовавшись его занимательными рассказами о знаменитых российских бардах и шансонье, предложил ему поделиться некоторыми из них с нашими читателями.
- До 26 лет я жил латвийском городе Лиепая, но творчески не мог там реализоваться и в 1981 году переехал в Ленинград, - предался воспоминаниям Шелег. - Меня сразу приняли в городской клуб песни, созданный автором хита Эдиты Пьехи про «замечательного соседа» - инженером Ленжилпроекта Борисом Потемкиным. Он располагался там же, где ленинградский рок-клуб – улица Рубинштейна, дом 13. И у меня появилась возможность выступать со своими песнями перед публикой. Правда, эти выступления считались самодеятельными и обычно не оплачивались. Только от общества «Знание» и от общества книголюбов иногда перепадало по 6-12 рублей за концерт. Официально я работал художником в кинотеатре «Знание» на Невском проспекте. Рядом находилось знаменитое кафе «Сайгон», и ко мне в мастерскую заходили распить бутылочку и попеть Виктор Цой, Саша Башлачев и другие будущие рок-звезды. В 1983 году меня познакомили с Борей Гребенщиковым и устроили нам совместный концерт в клубе авторской песни «Восток». Обещали каждому по «четвертаку». А там собрались какие-то тетки и начали нам пенять: «Какое отношение вы имеете к авторской песне? Авторская песня – это про палатки, про костры. А вы поете непонятно что». Закончилось тем, что нас оттуда с позором изгнали.
По настоянию моей жены и ее родителей, я поступил в институт культуры на факультет режиссуры массовых праздников и пытался пройти прослушивание в Ленконцерт, чтобы получить статус профессионального артиста. Но худсовет меня завернул. «Кто вам дал право сочинять музыку и стихи, если вы не окончили консерваторию и литературный институт?» - сказали мне. «Пушкин тоже литературный не оканчивал, - возразил я. – Но он же сочинял». «Вы себя с Пушкиным не ровняйте!» - поставили на место меня. А в 1986 году, когда началась перестройка, мы с такими же, как я, ребятами организовали свой клуб Экспериментальное товарищество авторов песен или сокращенно ЭТАП. Получили зал на 300 мест, продавали билеты по рублю и с каждого концерта имели по 20 или больше рубликов на нос. Одним из членов нашего клуба был автор песен «Сгорая, плачут свечи» и «Очарована, околдована» Саша Лобановский, с которым я учился в институте культуры. Поначалу он воспринял нашу затею с опаской: «Вы совсем с ума сошли? Вас по этапу отправят с этим клубом». Тем не менее, пришел к нам и был ведущим на нашем концерте. Вскоре наш клуб прославился на весь Ленинград, и нас начал поддерживать даже один из секретарей городской комсомольской организации Владимир Ульянов.
В то время на Ленинградском телевидении пользовалась большим успехом передача «Музыкальный ринг». Ее автор Тамара Максимова один из выпусков решила посвятить бардовской песне. Позвала Александра Розенбаума, Евгения Клячкина, других известных персон. По протекции Ульянова, попал на съемки этой передачи и я. Мне даже позволили спеть две песни – «Я бард» и «Об эстрадной халтуре». Публике они понравились. А вот моим именитым коллегам - нет. «Миша, если сравнивать себя с Владимиром Высоцким, сколько ты процентов от него? – обратился ко мне Клячкин, который знал меня еще по клубу песни. – Вот я лично 10. А ты-то сколько? Ты вообще 0,1 процента». Больше всего на меня ополчился Розенбаум. «Таких бардов на километр нельзя подпускать к микрофону», - заявил он. «А вас-то можно подпускать с вашими «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» и другими блатными песнями?» – вступился за меня какой-то парень из зала. «Эти песни я сочинил в студенческие годы для спектакля, - был вынужден оправдываться Александр. – Сейчас я их не пою». Однако телезрители моего скандального выступления не увидели. Как я потом узнал от Максимовой, после съемок Розенбаум подошел к ней и потребовал меня вырезать. «Если этот парень будет в передаче, ты не усидишь на своем месте, - сказал он Тамаре. - Я сделаю все возможное, чтобы тебя выгнали с телевидения».
Бардовская тусовка меня почему-то чуралась. Подружился я только с автором песен «А я еду за туманом» и «Ах, гостиница моя» Юрой Кукиным, который тоже не очень ладил с коллегами по цеху. Однажды мы приехали с группой бардов в город Волжск. Поселились в гостиницу. И Юра сразу предложил мне пройти в его номер. Тогда уже вышел антиалкогольный указ. А у Кукина на столе стояло несколько бутылок – коньяк, шампанское, пиво. Мне он предложил на выбор любой из напитков. А себе налил в стакан немножко коньяка, полстакана шампанского, полстакана пива и начал размешивать ложечкой, чтобы вышли пузырьки. «Зачем ты это делаешь? – удивился я. – Получится же бормотуха». «А я бормотуху и делаю, - огорошил меня Юра. – Люблю портвейн «Агдам» и подобные напитки. А где их сейчас купишь?». Потом учил меня, как надо пить, когда уже не лезет, а еще рюмка осталась. «Я встаю на стул и набираю напиток в рот, но не глотаю, - объяснял он. – А потом прыгаю со стула, и в момент приземления изо рта все само пролетает внутрь». Еще мне запомнился рассказ Кукина, как в 70-х он выступал у кого-то на юбилее в Колпино вместе с «королем подпольной песни» Аркадием Северным. Сразу с ними расплатиться юбиляр почему-то не смог. Попросил приехать за деньгами через три дня. После выступления они зашли в расположенное неподалеку кафе. Вокруг Северного сразу собрались поклонники. Начали наливать любимому певцу. В какой-то момент Кукин ему сказал: «Мне пора домой. Аркаша, поехали!». «Нет, я еще немного задержусь», - отказался Северный. Три дня спустя Юра вернулся в Колпино. Получил свой гонорар. И решил снова зайти в кафе, где они сидели с Аркадием. Каково же было его удивление, когда он увидел там Северного. «Ты что, раньше приехал?» - спросил его Кукин. «А я никуда и не уезжал, - ответил Аркадий. – С тех пор так здесь и сижу».
В начале 90-х я заинтересовался личностью Северного и решил написать о нем книгу. Как выяснилось, роковую роль в его судьбе сыграл Миша Звездинский. При советской власти он проводил в подмосковных ресторанах «подпольные» концерты. Приглашал туда и Аркадия. Но не рассчитался с ним. Аркадий от расстройства запил. И это привело к его гибели, потому что он тогда был «подшит». Звездинского всю жизнь кормили всякие махинации. Уже в годы перестройки он объявил себя автором «Поручика Голицына» и многих других ранее запрещенных песен. Его не смущало даже, что авторы некоторых из них были хорошо известны и еще пребывали в добром здравии. Однажды я вел бардовский концерт в БКЗ «Октябрьский» с участием Звездинского. «Я знаю, что в Ленинграде любят песни про белогвардейцев, - сказал он публике. - Хотел бы спеть вам новую песню, которую сочинил буквально перед выездом к вам». И запел романс Александра Дольского «Господа офицеры, голубые князья» из фильма «Трактир на Пятницкой». А Дольский тоже участвовал в этом концерте и находился в гримерке. Услышав через репродуктор слова Звездинского, он с красным от ярости лицом прибежал к сцене и хотел набить ему морду. Поняв, что дело пахнет скандалом, Миша поспешно прервал свое выступление и сбежал из «Октябрьского» через тайный ход под сценой. Дольскому так и не удалось его догнать. Менее агрессивный Лобановский, чьи песни Звездинский тоже выдавал за свои, пытался с ним судиться, но столь же безрезультатно.
В 1995 году я развелся, оставил бывшей супруге квартиру и дачу, взял гитару и уехал из Петербурга в Москву. Моему переезду поспособствовало знакомство с легендарным организатором «подпольных» записей из Одессы Стасом Еруслановым. В свое время он записывал Аркадия Северного и автора песни «Ну я откинулся, какой базар-вокзал!» Владимира Шандрикова с ансамблем «Черноморская чайка». И, когда в 1994 году Стаса принимал в Петербурге работавший с Аркадием звукорежиссер Сергей Маклаков, я брал у него интервью для своей книги о Северном. «В первый день запись у нас не получилась, потому что Аркаша с музыкантами упились в зюзю, - рассказывал Ерусланов. – На второй день протрезвели, но решили похмелиться и снова привели себя в нерабочее состояние. В конце концов, я поставил условие – пока не будет записан концерт, наливать никому не буду. Только после этого работа сдвинулась с места». Я тогда под гитару напел Стасу на кассету свои песни. Вскоре он пригласил меня в Одессу, собрал музыкантов и устроил первую в моей жизни запись с оркестром. А потом свел меня со своим деловым партнером из Москвы Валерием Ушаковым, у которого был «подпольный» заводик по выпуску аудиокассет. «Приезжай в Москву! – предложил мне Валерий Петрович. – Жилплощадь я тебе найду. Твой одесский альбом неплохо расходится. Запишем и выпустим еще один».
Сначала Ушаков поселил меня в квартирке у метро «Речной вокзал». Как рассказывала мне бабушка-соседка, до меня там бичевал Ваня Кучин. А потом, по разным причинам, мне пришлось переехать в коммуналку в Медведково. Одну из трех комнат в ней занимал бас-гитарист из Полтавы, игравший раньше в группе «Фристайл». Другую – местная пьяница Лена по прозвищу «Фиолетовая нога». А третья комната досталась мне. Однажды меня пригласили в круиз по Средиземному морю. Я отсутствовал 12 дней. Вернулся поздно вечером и – бац! - увидел в своей кровати трех спящих мужчин. «Ребята, это вообще-то моя комната, - возмутился я. – Как вы сюда попали?». Оказалось, пока меня не было, их временно пристроил ко мне Ушаков. Одним из них был 21-летний певец Юра Барабаш, выступавший под псевдонимом Петлюра. Другим – его продюсер, очень наглый тип. А третьим - какой-то приблудный пацан. Продюсера с этим пацаном потом выселили. А Юра остался у меня и некоторое время делил со мной кровать. Да, я спал с Петлюрой. Других вариантов у нас на тот момент не было. Мы с ним подружились. На мои деньги покупали пивко и пели песни под гитару. Потом у меня украли паспорт. Я поехал в Петербург его восстанавливать. А по возвращении Юры в Медведково уже не обнаружил.
В 1997 году у меня завязалось сотрудничество с Вовой Черняковым. До этого он работал стюардом в «Аэрофлоте». В самолетах завел знакомство с Вилли Токаревым, Сашей Ивановым из «Рондо» и другими артистами. Предлагал всем свои песни. Потом вышел на Сережу Белова, который одним из первых начал выпускать компакт-диски исполнителей шансона. А Сережа в то время как раз приютил меня в своей трехкомнатной квартире, где жил с гражданской женой Анжелой Бабич - будущей певицей Верой Снежной. Там я в очередной раз и встретил Чернякова. «Я больше не стюард, - заявил мне Вова. – Я теперь стал продюсером студии «Союз». Мне нужно срочно сделать какой-то проект». Его очень заинтересовали мои песни. И он убедил главного менеджера «Союза» Алену Михайлову записать и выпустить мой альбом. А потом предложил мне поработать с Кристиной Пенхасовой – будущей певицей Катей Огонек. Она тогда трудилась на «Союзе». За 10-20 долларов пропевала кому-то бэк-вокал. А в основном прислуживала музыкантам и аранжировщикам – делала им чай и кофе, готовила еду, бегала в магазин за водкой. «Надоела мне такая жизнь, - жаловалась Кристина, когда я, по ее просьбе, угощал ее пивком. – Я хотела сама стать артисткой. А ничего не получается». Незадолго до этого у меня с моим другом Колькой Зайцевым вышел хулиганский техно-проект Миша Ша. И у Чернякова возникла идея сделать с Кристиной что-то подобное под названием Маша Ша. Как он выразился, чтобы женщины плевались, а мужики ржали. Я написал для этого проекта «Козел, какой же ты козел» и другие соответствующие песни. Конечно, Кристина не очень горела желанием это петь и мечтала о другом репертуаре. Но за каждую песню Вова платил ей 50 долларов. На весь альбом получилось 500 «зеленых». Для нее это были существенные деньги. И никаких возражений с ее стороны не поступало. Да и ее данные не позволяли исполнять что-то вокально более сложное. Помню, в одной из песен ей нужно было протянуть ноту. «Я не могу, - призналась мне Кристина. – У меня дыхалки не хватает». А для блатняка ее характерная манера исполнения замечательно подходила.
Не могу сказать, что наш проект Маша Ша выстрелил уж очень хорошо. Тем не менее, после него на Кристину вышел Слава Клименков, придумал ей имя Катя Огонек, насочинял песен и сделал из нее звезду «русского шансона». А потом, насколько я знаю, ее приватизировал кто-то из блатных «королей». Клименкова от нее отстранил и нанял ей в качестве продюсера и автора песен Вову Чернякова. Проплачивал ей записи и эфиры. Она стала много ездить с концертами по всей стране. Только выступала больше не в концертных залах, а на сборищах блатных. За что шел серьезный отстег из общака, как это раньше называлось. Но в какой-то момент этот авторитет, эмигрировал в Европу – то ли в Испанию, то ли в Португалию. Все это дело накрылось. И дальше Чернякову пришлось продюсировать Кристину уже своими силами. Иногда мы вместе с ней катались на гастроли. В 2006 году даже летали в Америку. Накануне вылета я просил ее воздержаться от спиртного, чтобы у нас не возникло проблем на пограничном контроле. Но она так напилась, что ее муж Леван принес ее в аэропорт чуть ли не на руках. «Дальше сами кантуйте ее, как хотите!» - сказал он. Кристину кое-как затащили в самолет. Там она сразу вырубилась и захрапела. И лишь когда летевший с нами Толик Днепров начал хвастаться, будто католикос всех армян за песню об Армении подарил ему перстень за 150 тысяч долларов, на весь самолет раздался громкий и отчетливый голос Кристины: «Не п…ди!».
07.09.1899 родилась Изабелла Даниловна Юрьева, певица ("Если можешь, прости", "Ты помнишь наши встречи") (умерла 20.01.2000).
07.09.1922 родился Кирилл Владимирович Молчанов, композитор ("Огней так много золотых", "Журавлиная песня"), отец телеведущего Владимира Молчанова (умер 1982).
07.09.1934 родился Алексей Николаевич Баташев, музыкальный критик, организатор первого в Москве джаз-клуба.
07.09.1973 родился Александр Михайлович Прико, экс-участник группы "Ласковый май" и экс-солист группы "Мама".
07.09.1975 родилась Елена Владимировна Кипер, лидер группы "Ничья", автор песен ("Я сошла с ума", "Нас не догонят", "Ничья"), клипмейкер ("Freeway" группы "Smash!!", "Я хочу быть" певца Шамиля), бывший сопродюсер группы "Тату".
07.09.1986 родилась Наталья Олеговна Коршунова, участница "Фабрики звезд-4".
07.09.2008 умер Александр Михайлович Волков, владелец ресторана "Самосан" в отеле "Рэдиссон-Славянская", организатор первых гастролей советских артистов в Германии, бывший продюсер певицы Кати Лель (родился 29.10.1950).
08.09.2024 международный день солидарности журналистов (в этот день в 1943 году был казнен чешский журналист-антифашист Юлиус Фучик).
08.09.2024 международный день грамотности.
09.09.1960 родился Вадим Юрьевич Степанцов, лидер группы "Бахыт-компот", поэт-песенник ("Король - оранжевое лето", "Пьяная помятая пионервожатая"), участник фильмов ("Музыка для декабря", "Кому я должен - всем прощаю").
09.09.1963 родился Игорь Викторович Малахов, по одним данным, член ОПГ "Мазутка", по другим, сотрудник ФСБ, бывший телохранитель и любовник певицы Азизы, предполагаемый убийца певца Игоря Талькова.
09.09.1972 родился Александр Викторович Валов, бывший ведущий и продюсер телеканала ДТВ, создатель и руководитель телеканала ОЭRTV, режиссёр клипов ("Серёня" певицы Бизюльки, "Оля и СПИД" группы "Анонс") и фильмов ("Юлия", "Миша, или Новые приключения Юлии"), продюсер Елены Берковой, Елены Бонд, Эрики Кишевой и группы "Мин нет".
09.09.1976 родился Петр Самуэлевич Кудрявцев (он же Пит Джейсон), солист группы «Группа ПМ», экс-солист группы "Премьер-министр".
09.09.2024 международный день красоты.
10.09.1955 родилась Лариса Александровна Долина (она же Кудельман, она же Миончинская), певица ("Три белых коня", "Половинка", "Погода в доме"), экс-солистка джаз-оркестра Анатолия Кролла, участница музыкальных фильмов ("Бархатный сезон", "Мы из джаза", "С новым годом, с новым счастьем!"), советник по культуре президента России.
10.09.1964 родился Игорь (он же Егор) Федорович Летов, лидер группы "Гражданская оборона" (умер 19.02.2008).
10.09.1964 родился Евгений Викторович Белоусов, певец ("Девочка моя синеглазая", "Ночное такси", "Девчонка-девчоночка"), бывший бас-гитарист группы "Интеграл", бывший муж певицы Натальи Ветлицкой (умер 02.06.1997).
10.09.1976 родился Андрей Шумский, участник "Фабрики звезд-5".
10.09.1994 умер Евгений Аронович Долматовский, поэт-песенник ("Любимый город может спать спокойно", "Ночь коротка", "Комсомольцы-добровольцы") (родился 05.05.1915).
11.09.1858 умер Александр Львович Гурилев, композитор ("Однозвучно гремит колокольчик", "Вьется ласточка", "На заре туманной юности") (родился 03.09.1803).
11.09.1890 родился Александр Васильевич Свешников, хоровой дирижер, создатель государственного русского хора и хоровых училищ в Ленинграде и в Москве, в 1948-1974 ректор Московской консерватории (умер 1980).
11.09.1926 родился Евгений Михайлович Беляев, солист ансамбля песни и пляски имени Александрова, в исполнении которого по всему миру прославилась песня "Калинка-малинка" (умер 1994).
11.09.1937 родился Иосиф Давыдович Кобзон, певец ("А у нас во дворе", "Не думай о секундах свысока", "И вновь продолжается бой"), участник фильмов ("Мы, нижеподписавшиеся", "Гений", "Парк советского периода"), бывший муж Вероники Кругловой и Людмилы Гурченко.
11.09.1959 родился Андрей Изильевич Заблудовский, участник группы "Секрет", сын актера Изиля Заблудовского.
11.09.1966 родилась Лада Евгеньевна Волкова (она же Лада Дэнс), певица ("Жить нужно в кайф", "Аромат любви", "Дай мне"), экс-солистка группы "Женсовет", бывшая жена композитора Леонида Величковского и бизнесмена Павла Свирского.
11.09.1971 умер Никита Сергеевич Хрущев, политический деятель, в 1953-1964 Первый секретарь ЦК КПСС, по совместительству художественный и музыкальный критик, борец с авангардизмом, автор искусствоведческого термина "художники-пидарасы" (родился 17.04.1894).
11.09.1975 родилась Елена Борисовна Зосимова, певица ("Подружки мои", "Не виновата я", "Забудь"), дочь продюсера Бориса Зосимова.
11.09.1975 родился Алексей Семенов, политтехнолог и телепродюсер, лауреат ТЭФИ, участник "Фабрики звезд-2" ("Семенов хали-гали"), бывший муж солистки группы "Серебро" Елены Темниковой.
12.09.1715 Петр I издал указ, запрещавший жителям столицы подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями.
12.09.1933 родилась Татьяна Васильевна Доронина, актриса, исполнительница песен ("Не линяет только солнечный зайчик", "Опустела без тебя земля"), художественный руководитель МХАТ имени Горького, бывшая жена драматурга Эдварда Радзинского, актеров Олега Басилашвили и Бориса Химичева.
12.09.1944 родился Владимир Теодорович Спиваков, скрипач, дирижер, руководитель камерного оркестра "Виртуозы Москвы".
12.09.1983 родился Алексей Владимирович Гоман, победитель телешоу "Народный артист" ("Русский парень").
13.09.1865 учреждение в России Главного управления по делам печати и отмена предварительной цензуры.
13.09.1866 открылась Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского.
13.09.1951 родился Александр Яковлевич Розенбаум, автор песен ("Заходите к нам на огонек", "Гоп-стоп", "Где-нибудь, как-нибудь") и певец ("Вальс-бостон", "Утиная охота", "Есаул молоденький"), экс-участник групп "Шестеро молодых" и "Поющие гитары", участник фильмов ("Начни сначала", "Побег на край света", "Чтобы выжить").
13.09.1958 родился Олег Семенович Кваша, композитор ("Крысолов", "Суббота есть суббота", "Зеленоглазое такси").
13.09.1959 умер Алексей Иванович Фатьянов, поэт-песенник ("Три года ты мне снилась", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Когда весна придет, не знаю") (родился 18.03.1919).
13.09.1960 родился Михаил Генрихович Топалов, бывший сотрудник МВД СССР, глава компании "ИнСпэйс Консалтинг", руководитель программы "Космос для всех", советник Председателя Счетной Палаты Сергея Степашина, отец экс-солиста группы "Smash!!" Влада Топалова, экс-любовник Натальи Ветлицкой.
13.09.1964 родился Феликс Викторович Царикаев (он же Царикати), певец («Непутевый», «Ох, уж эти ножки»).
13.09.1977 родился Ираклий Пирцхалава, участник "Фабрики звезд-2" ("Вова-чума", "Лондон-Париж"), экс-солист группы "Тет-а-тет".