ПРОДЮСЕР «РАНЕТОК» ЧУТЬ НЕ СПИЛСЯ ИЗ-ЗА ЛЮБВИ К ЮНОЙ СОЛИСТКЕ
дочь Сергея Мильниченко от первого брака оказалась на год старше его нынешней жены
Личная жизнь продюсера группы «Ранетки» Сергея Мильниченко недавно оказалась в центре громкого скандала из-за журналистки и певицы Екатерины Гордон. На съемках программы НТВ «Музыкальный ринг» она неожиданно выступила с резкой критикой «Ранеток» и, в частности, недвусмысленно обвинила продюсера в совращении своих малолетних подопечных («ЭГ» № 10, 2011). Возмущенный такой постановкой вопроса, Мильниченко с помощью адвоката Сергея Жорина возбудил в мировом суде Донского района г. Москвы уголовное дело в отношении Гордон по части 2 статьи 130 УК РФ «Оскорбление». А музыкального обозревателя «Экспресс газеты» пригласил на чашку чая к себе домой и, чтобы пресечь дальнейшие пересуды, согласился впервые откровенно рассказать, когда и с кем у него на самом деле были близкие отношения.
- Продюсер группы «На-На» Бари Алибасов, у которого вы в 90-х годах работали на студии звукорежиссером и аранжировщиком, рассказывал мне, что вашу первую жену Ларису Алину вы привезли в Москву из родного Томска («ЭГ» № 20, 2009).
- На самом деле брак с Ларисой был у меня вторым по счету. Первый раз я женился в 1988 году в Томске. Мою первую жену звали Оксана. Она профессионально занималась танцами. Сейчас она живет и работает в Италии. Там же живет наша дочь Настя, которая родилась в 1989 году. К сожалению, наша совместная жизнь с Оксаной не сложилась. Я был слишком увлечен музыкой и мало времени уделял семье. В результате в 1993 году мы развелись. И моей женой стала Лариса, которую связывала со мной общая музыкальная деятельность. Правда, наши отношения долгое время официально не были оформлены. Мы несколько лет жили гражданским браком и расписались только в 1996 или 1997 году, когда уже обосновались в Москве, и встал вопрос об оформлении прописки.
- Откуда у вас вдруг появилась московская жилплощадь, чтобы на ней прописаться?
- Естественно, когда в 1993 году мы приехали покорять Москву, у нас вообще ничего не было. Мы с Ларисой каждый день на 5 тысяч рублей покупали джинсы у вьетнамцев и продавали с рук на рынке в Лужниках. Периодически нас гоняла конная милиция, и мы убегали по Лужникам от лошадей. На вырученные деньги мы снимали какое-то убогое жилье и ели в дешевой служебной столовой на 5-м этаже универмага «Московский» у трех вокзалов. О собственном творчестве, ради которого мы стремились в Москву, нам надолго пришлось забыть. Его продвижение требовало немалых вложений. А тут нам самим надо было как-то выживать. Потом я устроился работать на студию к Бари Алибасову, и у меня появились какие-то деньги. Как сейчас помню, снимать однокомнатную квартиру тогда стоило 60 долларов. А я зарабатывал немного побольше. И даже мог что-то откладывать. Сначала я накопил себе на какое-то оборудование, необходимое для работы над музыкой – компьютер, клавиши. А потом мы с Ларисой купили комнату в коммуналке на площади Ильича. Тогда цены на жилье были не такие астрономические, как сейчас. И эта комната обошлась нам всего в 5 или 6 тысяч долларов. Но прописаться в ней смогла только Лариса, на которуююридически была оформлена собственность. А чтобы сделать прописку мне, нам пришлось оформить официальный брак. Такие в то время были глупые порядки. Так или иначе, когда в 1998 году у нас с Ларисой родилась дочь Рассвета, мы уже были законными супругами.
- В конце 90-х годов вы начали продвигать собственную группу «Fantasy», в которой пела Лариса. Правда ли, что создать ее вам помог «мальчик-бродяга» Андрей Губин?
- Действительно, на начальном этапе Андрей имел отношение к нашей группе. Он познакомился со мной на студии у Бари Алибасова. И пригласил меня к себе на работу в качестве музыкального продюсера. Я записал Андрею альбом «Зима-холода». А в 1998 году ему предложила контракт на семь лет канадская рекорд-компания. Мы поехали в Канаду и начали работать на студии «Пиколло», где записывалась Селин Дион. Андрей настаивал, чтобы к записи привлекли модного шведского саунд-продюсера Макса Мартина. Но он был занят работой с Бритни Спирс и мог приехать только через несколько месяцев. Из-за этого у нас возник конфликт с рекорд-компанией. Канадцы почему-то решили, что во всем виноват я, и стали требовать, чтобы Губин от меня избавился. К чести Андрея, он отказался это сделать. И в 1999 году мы ни с чем вернулись в Москву. Тогда-то я и предложил Губину совместно заняться группой «Fantasy». Но вскоре он потерял интерес к этому проекту. И продвигать его мне пришлось своими силами. За время работы с Губиным я накопил денег и купил для своих родителей квартиру в Медведково. Но родителям в Москве не понравилось, и они вернулись обратно в Томск. Тогда я продал эту квартиру и на вырученные деньги снял и зарядил в эфир пять клипов группы «Fantasy» - «Ты беременна», «Я не девочка», «Ребенок от тебя», «Люди не птицы», «Я буду ждать тебя». Но с группой ничего не происходило, пока мы не заключили контракт с дочерним предприятием «Русского Радио» - компанией «Граммофон Рекордс». Нашу песню «Ты беременна» начали крутить на «Русском радио». И уже на четвертый день нам посыпались предложения о гастролях.
- Почему же столь успешно стартовавший проект вскоре заглох?
- Произошел какой-то личностный конфликт между кем-то из руководства «Граммофон Рекордс» и программным директором «Русского Радио». На какой-то вечеринке кто-то что-то не так сказал. И хотя с нашей группой это не было никак связано, на следующий день наши песни убрали из эфира. В сложившейся ситуации директор «Граммофон Рекордс» Сергей Балдин поступил по-джентльменски. Обычно артистов, с которыми заключен контракт, держат до последнего. А он сказал: «Я не могу вам гарантировать дальнейшее продвижение проекта. Пока проект еще живой, давайте расторгнем контракт, чтобы вы были свободными!». И мы ушли из «Граммофона» в компанию «Стиль Рекордс». У меня был вагон идей. Но они стали вязнуть в чем-то липком. Вроде мне все улыбались и одобрительно кивали. А никакого движения не происходило. Было ощущение, что мы попали в болото. Мой последний разговор с директором «Стиля» Олегом Лобовым был очень напряженным. Мы старался говорить культурно. Но чувствовалось, что нам хотелось сказать друг другу совсем другие слова. Проговорив полтора часа, мы опять ни к чему не пришли и решили продолжить общение через несколько дней. После этого я ему больше не звонил, и он мне тоже не звонил. Вся эта возня привела к полному развалу группы «Fantasy». И в 2004 году я занялся созданием двух новых коллективов – подростковой группы из девчонок и такой же группы из пацанов. Раньше я уже приходил с этой идей к Лобову в надежде, что он окажет мне поддержку. Но он не проявил никакого интереса. Пришлось начинать все на пустом месте. С пацанской группой у меня как-то не заладилось. Все пацаны, приходившие на кастинг, были какие-то чумазые, в банданах, косухах и черных майках с надписями «Ария» или «Пилот». А я хотел, чтобы группа вызывала положительные эмоции, чтобы не было никакой агрессии и «чернухи». Я сменил 7 или 8 составов, и только недавно нарисовался более-менее подходящий состав, получивший название «Воробьи». А вот девчоночий коллектив удалось собрать почти сразу. Так и появилась группа «Ранетки».
- Как на все это реагировала Лариса? Не требовала продолжать раскручивать ее?
- Лариса реагировала стойко и терпимо. Ничего не требовала. Ко всему относилась правильно и с пониманием. Наверное, она очень переживала. Возможно, плакала где-то в подушку, когда меня не было рядом. Но она полностью полагалась на меня и доверяла всем моим действиям. «Мы обязательно прорвемся», - все время говорила она. В самом начале становления группы «Ранетки» Лариса помогала мне решать многие вопросы бытового плана – кормила девчонок, ездила с ними по магазинам покупать одежду для первой фотосессии. Они же были еще маленькие – по 14-15 лет. Только двоим было по 17.
- Зачем же вы набирали таких малолеток?
- Чтобы научить людей хоть как-то слаженно играть в коллективе, нужно, как минимум, 2-3 года. И если взять 23-24-летних ребят, то они сыграются только к 25-26 годам. Для старта это уже слишком поздно. И эстрада, и спорт в последнее время сильно помолодели. Если ты в 15-16 лет не стал чемпионом мира по художественной гимнастике, то ты им уже не станешь. 20-летних чемпионов сейчас не бывает. Нечто похожее происходит и на эстраде. Конечно, если делать фонограммный проект, все упрощается. Но я никаким образом не хотел связываться с фонограммой. Поэтому и искал 13-14-летних.
- От Дмитрия Попова из студии «Туки-туки», принимавшего участие в создании первого альбома «Ранеток», я слышал, что первоначальный состав группы несколько отличался от того, который в итоге стал известен широкой публике («ЭГ» № 7, 2010).
- Да, в «Ранетках» были две девочки, которые потом ушли – бас-гитаристка Алина Петрова и солистка Лена Гальперина. Они были единственные, кто попал в группу по результатам кастинга. Клавишницу мне сосватали Таня и Саша Огурцовы, с которыми мы дружим семьями. «Наша дочь Женька на фортепиано училась, - сказали они. – Возьми ее в свою группу!». Самым сложным было найти барабанщицу. Я вспомнил, что у Алибасова на одном концерте выходили девушки в гусарских костюмах и маршировали с барабанами. И начал через знакомых искать на них выход. Мне дали один-единственный телефон. Это был телефон Леры Козловой. Гитаристкой я предполагал сделать Лену Гальперину. Начал с ней заниматься. Она девчонка очень талантливая. Бог дал ей харизму и очень узнаваемый голос. Но ей не хватало усидчивости и терпения. После 10 занятий стало понятно, что никаких сдвигов не происходит. «Давай ты будешь просто петь!» - предложил я. Найти другую гитаристку долго не получалось. Чтобы репетиции хоть как-то шли, я сам подыгрывал девчонкам на гитаре. Потом появились сразу две гитаристки – Аня Руднева и Наташа Щелкова. Первоначально я планировал взять только одну из них. Но у Ани лучше получался аккомпанемент. А у Наташи – соло. И решил оставить обеих, чтобы они друг друга дополняли. Летом 2005 года все разъехались на каникулы. А когда через месяц встретились на репетиции, Лена Гальперина неожиданно объявила, что решила уйти из группы, так как репетиции мешают ее учебе в школе. Для меня это был реальный шок. Я как раз договорился с телеканалом MTV, чтобы они прослушали девчонок. «В какое положение ты нас ставишь?! – стал я укорять Лену. - Как же нам теперь быть с прослушиванием?!». «Ничего не знаю», - заявила Гальперина и ушла. Тогда я сказал: «Девчонки! Давайте кто-то из вас попробует петь!». Лучше всего это получилось у Леры Козловой. А потом начались разногласия с Алиной Петровой. Она стала прогуливать репетиции. Могла опоздать на 2-3 часа. Мы с девчонками решили, что так дальше продолжаться не может, и надо ее менять. А все это время я не оставлял попыток собрать группу пацанов. И вместе с очередным парнем на прослушивание пришла Лена Третьякова. Я попросил ее сыграть на гитаре. И сразу понял, что это тот человек, который должен быть в нашем коллективе. На следующий день мы сказали Алине: «Извини, пожалуйста, но работать вместе мы не будем». Она очень сильно переживала, плакала. Девчонки ее успокаивали. В итоге они остались в хороших отношениях.
- Если не секрет, на какие средства вы продвигали «Ранеток»? Или у вас нашлась еще одна ненужная квартира?
- Вечерами я делал аранжировки для разных исполнителей. На деньги, которые мне за это платили, существовала вся моя семья, и из них же оплачивались все расходы по «Ранеткам». Первые наши репетиции проходили на базе в подвале института новых антибиотиков. Словами невозможно передать – насколько это было ужасное место. Единственным достоинством этой базы были ее администраторы Волк и Курт. За 3 часа они брали всего 150 или 200 рублей. А когда у нас совсем не было денег, они шли нам навстречу и позволяли репетировать в долг. Когда коллектив более-менее сформировался, я стал показывать его разным людям из шоу-бизнеса. Однажды к нам на репетицию пришел продюсер группы «Чайф» Дмитрий Гройсман. Уже не помню, как я его уговорил. Ему понравилось, как девчонки играют. И он устроил им выступление у Валеры Марьянова в программе ТВЦ «Открытый проект». А через неделю после этого эфира мы подписали контракт с компанией «Мегалайнер». Было еще предложение от компании «Монолит». «Мы тебе даем наличные деньги и становимся совладельцами коллектива», - предлагали они. Антон и Лера Гришины из «Мегалайнера» денег мне сразу не давали. Но они сказали: «Мы верим в успех вашего коллектива и тоже хотим быть его совладельцами». От них исходила какая-то хорошая энергетика. И я отдал предпочтение им. Как оказалось, это было правильное решение. Именно ребята из «Мегалайнера» смогли пробить для «Ранеток» участие в аналоге «Фабрики звезд» - программе MTV «Делаем деток». Именно они смогли вставить песню «Зима-зима» в сериал «Солдаты», а потом песни «Мы ранетки» и «Она одна» - в сериал «Кадетство». После этого «Ранетками» заинтересовался продюсер СТС Вячеслав Муругов и предложил снять сериал о том, как девчонки создали свою группу. Я считаю, что на 90% «Ранетки» раскрутились благодаря этому сериалу. Если бы его не было, для раскрутки нам понадобилось бы еще лет пять. А сериал смог все сделать за полтора месяца.
- Почему в разгар продвижения «Ранеток» вы ушли из семьи?
- Я с утра до ночи занимался «Ранетками». Наверное, Ларисе было трудно смотреть, что я постоянно нахожусь в компании молодых девушек. Если сначала она была для «Ранеток» достаточно близким человеком, то с начала 2006 года она стала очень редко приходить на репетиции и постепенно отстранилась от коллектива. В конце концов, наши отношения рухнули. Я видел, что Ларисе тяжело приходить домой. И мне было тяжело туда приходить. Напряжение с каждым днем нарастало. Стало понятно, что дальше так продолжаться не может. И в конце 2006 года я принял решение уйти. Расставались мы со слезами. «Ты понимаешь, что ты делаешь? – говорила мне Лариса. – Мы же вместе столько всего прошли». «Я не могу себя перебороть», - отвечал ей я. При этом уходить мне было некуда. Я уходил в пустоту. Как я уже говорил, у нас с Ларисой была комната в коммуналке. Но после рождения Рассветы жить всем в одной комнате стало сложно. Я же занимался музыкой. У меня дома стояла аппаратура. А ребенка нужно было по часам укладывать спать. Поэтому мы переехали на съемную квартиру, где были три маленькие комнаты. А комнату в коммуналке сдали. Снимать еще одну квартиру мне было не по карману. Пришлось попросить постояльцев освободить нашу комнату и перебраться туда. Где-то год я жил один в этой коммуналке. Чтобы не скучать, завел себе кошечку.
- А как же Лера Козлова, с которой у вас тогда были близкие отношения? Разве она не жила вместе с вами?
- Она жила у себя дома с родителями. В то время у нас все только начиналось. Появилась какая-то симпатия. Девушка она красивая. И – раз-раз-раз! – я сам не заметил, как мы начали встречаться. Лера пригласила меня к себе домой. Познакомила со своей семьей. Я стал ездить к ним в гости. В общем, все было хорошо. Но из-за того, что я стал оказывать Лере знаки ухаживания, она почему-то подумала, что теперь она занимает в коллективе какое-то особое положение, и ей можно лишний раз покапризничать. А я совершил ошибку и позволил ей так себя вести. Лера начала всем рулить. После каждого концерта высказывала недовольство, как остальные девчонки вели себя на сцене. В итоге это привело к ужасным последствиям. В какой-то момент я понял, что уже не могу контролировать ситуацию в коллективе. Допустим, я назначал репетицию. А Лера говорила: «Зачем мне репетировать? Я и так все знаю». «Будем репетировать без нее», - говорил я девчонкам. «Ах, вы будете репетировать без меня?!» - начинала возмущаться Лера. И так на ровном месте постоянно возникали скандалы. Поочередно кто-то из девчонок – то Аня, то Женя, то Наташа - что-то не так ей говорил и навлекал на себя ее гнев. «Пусть она уходит из группы! – кричала Лера. – Или я, или она!». Я уже сам был не рад, что приблизил ее к себе. Но обратного пути уже не было.
- Почему же вы сразу не предложили ей уйти, как Алине Петровой?
- На кону стоял сериал «Ранетки», который тогда только готовился к запуску. Если бы я в тот момент обрубил мои отношения с Лерой и убрал ее из группы, продюсеры сериала могли подумать, что у нас происходит какой-то разброд, и с нами лучше не связываться. А я не хотел из-за моих личных проблем всех подставить и испортить будущее всему коллективу. Нужно было показать, что у нас все нормально. Я сказал девчонкам: «Я буду терпеть до тех пор, пока меня хватит». «Мы тебя понимаем», - сказали они. К осени 2008 года мое терпение уже было на исходе. Я никогда в жизни не пил алкоголь. Первый раз попробовал шампанское только в 33 года. Но тут я реально начал пить. Тогда мы участвовали в еще одном телепроекте – «СТС зажигает суперзвезду». В последних выпусках Лера только пела с «Ранетками» одну песню в самом начале. А когда девчонки садились в жюри и отбирали конкурсантов, ее вместе со всеми уже не было. «У меня болит голова, - говорила она. – Я поехала домой спать». На самом деле все девчонки уставали. Ночами они снимались в сериале. Заканчивали в 7 утра. И к 10 часам уже приезжали на съемки «СТС зажигает суперзвезду». Но все терпели. Коллектив есть коллектив. А Лерка даже на объявление победителей не сочла нужным остаться. В итоге 16 октября у нас с ней произошел очень серьезный конфликт. После этого мы две недели вообще не разговаривали. У нее появилась своя компания. Те люди, которые раньше были для нее чужими, вдруг стали родными. До конфликта, приезжая на съемки сериала в школу, Лера никогда не заходила через центральный вход и все время просила оградить ее от фанатов. А после конфликта все фанаты сразу стали для нее лучшими друзьями.
- Лера в своих интервью жаловалась, что вы очень некрасиво с ней расстались.
- Единственное, в чем я реально могу себя упрекнуть, - что Лера узнала об увольнении из группы не от меня. 1 ноября у нас был сольный концерт в Лужниках. А с 20 ноября начинался большой гастрольный тур по 50 или 60 городам. Стало понятно, что работать с Лерой дальше будет невозможно, и нужно искать другую барабанщицу. Еще во время проекта «СТС зажигает суперзвезду» я обратил внимание на Нюту Байдавлетову. В одном из выпусков она даже пела вместе с «Ранетками». 20 октября я встретился с ней и ее мамой. У Нюты уже был куплен на 29 октября билет домой в Ставрополь. «Может, ты останешься и будешь у нас барабанщицей?» - предложил я. «Но у вас же есть Лера», - удивилась Нюта. «Лера, скорее всего, больше не будет с нами работать», - объяснил я. Каким-то образом о моем предложении Нюте узнала клавишница из их группы. 1 ноября все участники «СТС зажигает суперзвезду» были приглашены на концерт «Ранеток» в Лужники. И эта клавишница, подойдя за кулисами к Лере, спросила: «А правда, что ты уходишь?». Лера была в шоке. Я-то хотел, чтобы мы отыграли Лужники. А 2 или 3 ноября собирался пойти с Лерой в кафе и все ей объяснить. Получилось реально некрасиво. Тем не менее, в самом первом интервью после ухода из группы Лера не предъявляла мне никаких претензий. Перед тем, как его давать, она позвонила мне и спросила: «Сережа, что мне говорить?». «Говори, что хочешь», - ответил я. И она сказала: «Я сама виновата в том, что произошло. Я очень переживаю, но понимаю, что ничего нельзя вернуть». А потом у нее появился новый продюсер. Ей нужно было как-то заявлять о себе. И тут полилась грязь в адрес «Ранеток». Лера раздула все так, что против нее был вселенский заговор, что девчонки выпинывали ее из группы и т.д. В общем, начала нести какой-то бред. Подговаривала детей-поклонников рвать плакаты группы «Ранетки» и пикетировать компанию «Мегалайнер», которая сделала ее популярной. Я позвонил Лере и спросил: «Зачем ты это делаешь?». На что она мне ответила: «Ты же понимаешь, это грязный шоу-бизнес». Но до этого момента у нас не было никаких грязных пиар-историй. И мы бы дальше без них обошлись. Я и так два с половиной года терпимо переносил обвинения во всех смертельных грехах и не вмешивался ни в какие конфликты. Я не хотел этой грязной возни. И девчонок просил никак не комментировать ее высказывания. Ну, хочет Лера облить их грязью – пусть обливает! По-любому – что бы они ни говорили – это будет выглядеть так, что они оправдываются. При том, что девчонки тут вообще были не при чем. Они сами оказались жертвами сложившейся ситуации.
- Как же после всего, что произошло с Лерой, вы решились завести близкие отношения с другой участницей «Ранеток» Наташей Щелковой, которая в 2009 году стала вашей женой? Не боялись второй раз наступить на те же грабли?
- Тут совсем другая история. Знаете, говорят, для того, чтобы ощутить свободу, нужно побывать в тюрьме. Так вот для меня Наташа – это свобода. Раньше я был как будто слепой. Мне светили, но я ничего не видел. А потом я внезапно прозрел и понял: «Вот человек, который мне нужен!». Когда люди знакомятся, они хотят друг другу понравиться. Мы же с девчонками после нескольких лет работы друг друга знали как облупленных – кто что ест, как спит, как чешет нос или ухо, каким дезодорантом пользуется и т.д. И мне не надо было думать – как я выгляжу, побрился ли я, почистил ли я зубы. У нас с Наташей сразу сложилось полное взаимопонимание. Бывало, только вдыхаешь, чтобы что-то спросить, и уже слышишь ответ. Что-то делаешь и уже знаешь, какая будет реакция. Я уверен, что по-другому уже не будет. Сейчас я на самом деле счастлив. Я достиг полного душевного благополучия, о котором прежде и мечтать не мог.
- Ходили слухи, что родители Наташи были категорически против вашей свадьбы из-за большой разницы в возрасте: вы родились в 1966 году, а Наташа – в 1990 году.
- На самом деле с Наташиными родителями у меня не было никаких проблем. Они очень хорошие люди. Тоже музыканты. Когда я пришел к ним просить руки их дочери, мама Наташи сказала: «Ну, привет, сынок! Давно мечтала о таком ребенке». А все эти слухи, видимо, появились из-за того, что Наташиных родителей не было на нашей регистрации в ЗАГСе. Они в это время встречали гостей на корабле, где проходило торжество. А журналисты подумали, что у нас какие-то разногласия, и стали это раздувать. Моих родителей на свадьбе вообще не было. Они уже старенькие, и им было трудно добраться в Москву из Томска. Так в каком-то издании написали: «Мильниченко даже не пригласил своих родителей на свадьбу». Ну, откуда они взяли такую информацию?!
- А личную жизнь других участниц группы вы как-то контролируете?
- Нет, в этом плане у нас полная свобода. Я не требую, как некоторые продюсеры, чтобы девочки ни с кем не встречались и не выходили замуж. Из всех участниц «Ранеток» на данный момент не занято сердце только у самой младшей – Нюты Байдавлетовой. Женя Огурцова с прошлого года замужем за музыкантом Павлом Авериным. Аня Руднева собирается замуж осенью. Ей недавно сделал официальное предложение актер Павел Сердюк, известный по сериалу «Моя прекрасная няня». Лена Третьякова встречается с певцом Димой Пряновым, с которым я сотрудничаю как саунд-продюсер. Даже если кто-то из девочек забеременеет и уйдет в декрет, я возражать не буду. Да, это может нарушить работу всего коллектива. Но, по моему мнению, личная жизнь важнее, чем какие-то контрактные обязательства. В конце концов, если девчонки захотят выйти замуж и родить, они все равно это сделают вне зависимости от того, будут ли подписаны контракты или нет. Никакая бумажка их не остановит. А заставлять девчонок, как в некоторых коллективах, делать аборты – это грех, который я себе на душу никогда не возьму.
Михаил ФИЛИМОНОВ («ЭГ» № 22, 2011)
КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ
2011-11-01 Сережа,хорошо что ты не раздул скандал в этой истории............. уважаю тебя...............
10.12.1821 родился Николай Алексеевич Некрасов, поэт ("Коробейники", "Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село", "Что ты жадно глядишь на дорогу")(умер 08.01.1878).
10.12.1945 родилась Тамара Вениаминовна Максимова, автор и ведущая телепрограммы "Музыкальный ринг".
10.12.2023 день прав человека.
11.12.1953 родился Андрей Вадимович Макаревич, лидер группы "Машина времени", создатель телепрограммы "Смак", автор кулинарных книг, участник фильмов ("Душа", "Начни сначала", "День выборов").
11.12.1958 родился Виктор Григорьевич Сигал (он же Чайка), автор песен ("Зимний сад", "Дитя порока") и певец ("Мона Лиза", "Куда ты денешься"), экс-барабанщик ансамблей "Арсенал" и "Веселые ребята", зять владельца компании "Мортадель" Николая Агурбаша.
11.12.1970 родился Сергей Евгеньевич Крутиков (он же Михей), автор и исполнитель песен ("Сука-любовь"), участник групп "Bad Balance" и "Джуманджи" (умер 27.10.2002).
11.12.2023 день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязанностей.
12.12.1925 родился Владимир Яковлевич Шаинский, композитор ("Я играю на гармошке", "Травы, травы", "Идет солдат по городу"), участник фильмов ("Восемь с половиной долларов", "ДМБ").
12.12.1946 родилась Клара Борисовна Новикова, артистка разговорного жанра.
12.12.1962 умерла Екатерина Васильевна Гельцер, балерина ("Красный мак", "Тщетная предосторожность", "Лебединое озеро") (родилась 14.11.1876).
12.12.1975 умерла Валентина Васильевна Половикова (она же Серова), киноактриса, исполнительница песен ("У меня такой характер", "Все стало вокруг голубым и зеленым", "Жди меня"), дочь актрисы Клавдии Половиковой, жена поэта Константина Симонова (родилась 23.12.1917).
12.12.2023 день конституции Российской Федерации.
13.12.1930 родился Николай Николаевич Рыбников, киноактер, исполнитель песен ("Когда весна придет, не знаю", "Не кочегары мы, не плотники"), муж актрисы Аллы Ларионовой (умер 22.10.1990).
13.12.1944 родился Александр Борисович Стефанович, кинорежиссер, постановщик музыкальных фильмов ("Дорогой мальчик", "Душа", "Начни сначала"), бывший муж актрисы Наталии Богуновой и певицы Аллы Пугачевой.
13.12.1967 умерла Валерия Владимировна Владимирова (она же Барсова), оперная певица ("Руслан и Людмила", "Снегурочка", "Травиата"), любимица Иосифа Сталина (родилась 13.06.1892).
13.12.1969 родился Мурат Исмаилович Насыров, певец ("Мальчик хочет в Тамбов") (погиб 19.01.2007).
13.12.2002 своим любовником Владимиром Глушковым зарезана Елизавета Владимировна Кузьмина, дочь певца Владимира Кузьмина (родилась 1977).
13.12.1988 родился Арсений Юрьевич Бородин, участник "Фабрики звезд-6", солист созданной в результате группы "Челси".
14.12.1906 родился Александр Наумович Цфасман, композитор ("Утомленное солнце", "Неудачное свидание"), один из пионеров отечественного джаза (умер 1971).
14.12.1915 родился Рашид Маджид Оглы Бейбутов, певец ("Я встретил девушку", "Песня первой любви"), участник музыкальных фильмов ("Аршин мал алан", "Любимая песня") (умер 10.06.1989).
14.12.1950 умер Игорь Андреевич Савченко, кинорежиссер, постановщик первого отечественного музыкального фильма "Гармонь" (родился 11.10.1906).
14.12.1978 родился Раду Алексеевич Сырбу, экс-солист группы "O-Zone".
15.12.1942 родилась Екатерина Феоктистовна Шаврина, певица ("Тополя, тополя", "Коля-Коля-Николаша", "Гляжу в озера синие").
15.12.1944 родился Александр Степанович Ворошило, владелец компании по производству сосисок и колбасы, бывший оперный певец ("Евгений Онегин", "Мертвые души", "Повесть о настоящем человеке"), участник фильмов ("Ширли-мырли", "Зависть богов").
15.12.1977 умер Александр Аркадьевич Гинзбург (он же Галич), драматург, автор и исполнитель песен ("Леночка", "Промолчи - попадешь в богачи", "Когда я вернусь") (родился 19.10.1918).
15.12.1981 умер Михаил Иванович Жаров, актер, исполнитель песен ("Два громилы", "Цыпленок жареный", "Милая, ты услышь меня") (родился 27.10.1900).